Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются.
Привет, это снова я с очередной порцией советов о том, как надо писать. Если честно, то мне уже стыдно, что говорить я об этом говорю, но ничего не делаю .Итак, сегодня я буду парить вам мозги на тему идеальной редакции вашего произведения. И, как ни странно, я даже это на себе опробовал. Занимает уйму времени и сил, но зато текст хоть на что-то похож. Редакция значит.
Подумав, я обнаружил пять (!) ступеней редакции текста. Кстати, лучше текст распечатать перед тем, как кидаться редактировать - ваши нервы и глаза целее будут.
1 ступень - грамматика. О да...та самая злобная грамматика, за которую кусают грамманаци. Конечно, с изобретением Ворда жизнь стала проще, но не на много. Во-первых, Ворд не обнаружит слово, которое написано-то правильно, но стоит не в той форме или получилось не тем, которое вы хотели написать. Во-вторых, много приятностей он доставляет, когда вы изобрели свое слово, а Ворд считает его неправильным. И ладно, если он не порывается тут же его "правильным" заменить. А еще бывают ошибки в собственных придуманных словах. А еще бывает, что на предупреждения Ворда перестаешь обращать внимание, когда своих придуманных слов много. Уж я-то знаю. Так что ручку в руки и проверяем. По себе знакомо - очень сложный этап, ибо постоянно отвлекаешься от сверки написанного слова с правилом. Увы, господа герои, тут только терпеть. Ах, да... вполне возможно, что вы на этот случай обзавелись бетой. Так что сразу переходим на следующую ступень.
2 ступень недалеко ушла от первой, ибо мы ведем разговор о брате грамматики - синтаксисе. О "казнить нельзя помиловать" все помнят? Вот то-то же. Ворд, особенно при обилии авторских знаков, с этим не справится, да и бета не всякая друг синтаксиса в особо извращенных случаях. Так что вперед и с песней. Надо сказать, что эта ступень пройдет легче, ибо знаков препинания в тексте существенно меньше, чем букв. Кроме того, проверено на опыте, что еще во время первой ступени вы найдете несколько ошибок. При проверке старайтесь обдумывать не только сами знаки, но и предложение в целом, потому как кое-где возникает потребность в разбивке предложения на несколько, а кое-где и объединять приходится. Работаем, работаем. Не ленимся. Счастливые обладатели бет могут идти дальше, но вот дальше бета уже не поможет, ибо переходим к чисто авторским поправкам.
3 ступень. Вот тут начинается самая веселая часть. Мы будем придираться к словам в самом прямом смысле, какой только можно представить. Берем КАЖДОЕ встреченное слово и думаем, нахрена оно тут стоит и вообще нужно ли. Тут у нас отсеиваются избыточные фразы, дописываются недостающие, меняются местами существующие... А еще подбираются синонимы. Ибо, во-первых, начинается крестовый поход на тавтологии, во-вторых, одни слова заменяются на другие, более выразительные...и в-третьих, вылавливаются стилистические несоответствия текста самому себе, а так же реплик характерам героев. Ну где вы видели, грязного наемника из низов (без всяких неожиданностей ввиде крутого образования и балгородного происхождения) выражающегося поэзией и изящными витиеватыми фразами или грязно матерящегося толкиеновского эльфа? Не видели? А у вас на пятой странице случайно не это получилось? Кстати, если у вас повествование идет от первого лица, то хочу поздравить вас с дополнительным геморроем - ВЕСЬ ваш текст превращается в реплику вашего персонажа. Удачи в ловле блох. Только не думайте, что и здесь нужна спешка. Впрочем, не стоит отчаиваться. Думаю, кое-какие несоответствия вы уже заметили за первые две ступени.
А тут я бы снова советовал распечатать уже исправленную версию рассказа. Да-да, наносим вред лесному хозяйству, но на перечерканой версии уже ничего видно не будет. Особенно, если учесть, что вы уже наверняка что-то вычеркнули, а что-то и дописали.
4 ступень. А вот теперь начинаем придираться к смыслу. Задаем как можно больше вопросов к каждому предложению. Тщательно записываем и читаем дальше. Когда нам попадается предложение, которое является ответом на какой-либо из вопросов, вычеркиваем его. Закончив прочтение текста, перечитываем вопросы и обдумываем, какие на них могут быть ответы. Кратко записываем ответы на вопросы, и, выбрав самые важные, дописываем их в текст. Для чего это нужно? Для логики. Почему вдруг герой пошел в одну сторону, а не в другую? Пошел наобум? Или ему вдруг послышался голос? Эти мелкие детали придадут глубины тексту, главное не увлекаться ими сверхмеры. А еще в течение этой объемной работы так же приходят новые идеи и неожиданные повороты. Проверено.
Пример работы с предложением
5 ступень. Ну во-первых, я бы советовал вам перечитать свое творение, при том обязательно ВСЛУХ. Обратится внимание на те ошибки, что вы не заметили раньше, на корявые, неуклюжие фразы. Исправьте все это. И теперь можно предъявлять свой текст своим Идельным Читателям, ну или просто читателям.
Подумав, я обнаружил пять (!) ступеней редакции текста. Кстати, лучше текст распечатать перед тем, как кидаться редактировать - ваши нервы и глаза целее будут.
1 ступень - грамматика. О да...та самая злобная грамматика, за которую кусают грамманаци. Конечно, с изобретением Ворда жизнь стала проще, но не на много. Во-первых, Ворд не обнаружит слово, которое написано-то правильно, но стоит не в той форме или получилось не тем, которое вы хотели написать. Во-вторых, много приятностей он доставляет, когда вы изобрели свое слово, а Ворд считает его неправильным. И ладно, если он не порывается тут же его "правильным" заменить. А еще бывают ошибки в собственных придуманных словах. А еще бывает, что на предупреждения Ворда перестаешь обращать внимание, когда своих придуманных слов много. Уж я-то знаю. Так что ручку в руки и проверяем. По себе знакомо - очень сложный этап, ибо постоянно отвлекаешься от сверки написанного слова с правилом. Увы, господа герои, тут только терпеть. Ах, да... вполне возможно, что вы на этот случай обзавелись бетой. Так что сразу переходим на следующую ступень.
2 ступень недалеко ушла от первой, ибо мы ведем разговор о брате грамматики - синтаксисе. О "казнить нельзя помиловать" все помнят? Вот то-то же. Ворд, особенно при обилии авторских знаков, с этим не справится, да и бета не всякая друг синтаксиса в особо извращенных случаях. Так что вперед и с песней. Надо сказать, что эта ступень пройдет легче, ибо знаков препинания в тексте существенно меньше, чем букв. Кроме того, проверено на опыте, что еще во время первой ступени вы найдете несколько ошибок. При проверке старайтесь обдумывать не только сами знаки, но и предложение в целом, потому как кое-где возникает потребность в разбивке предложения на несколько, а кое-где и объединять приходится. Работаем, работаем. Не ленимся. Счастливые обладатели бет могут идти дальше, но вот дальше бета уже не поможет, ибо переходим к чисто авторским поправкам.
3 ступень. Вот тут начинается самая веселая часть. Мы будем придираться к словам в самом прямом смысле, какой только можно представить. Берем КАЖДОЕ встреченное слово и думаем, нахрена оно тут стоит и вообще нужно ли. Тут у нас отсеиваются избыточные фразы, дописываются недостающие, меняются местами существующие... А еще подбираются синонимы. Ибо, во-первых, начинается крестовый поход на тавтологии, во-вторых, одни слова заменяются на другие, более выразительные...и в-третьих, вылавливаются стилистические несоответствия текста самому себе, а так же реплик характерам героев. Ну где вы видели, грязного наемника из низов (без всяких неожиданностей ввиде крутого образования и балгородного происхождения) выражающегося поэзией и изящными витиеватыми фразами или грязно матерящегося толкиеновского эльфа? Не видели? А у вас на пятой странице случайно не это получилось? Кстати, если у вас повествование идет от первого лица, то хочу поздравить вас с дополнительным геморроем - ВЕСЬ ваш текст превращается в реплику вашего персонажа. Удачи в ловле блох. Только не думайте, что и здесь нужна спешка. Впрочем, не стоит отчаиваться. Думаю, кое-какие несоответствия вы уже заметили за первые две ступени.
А тут я бы снова советовал распечатать уже исправленную версию рассказа. Да-да, наносим вред лесному хозяйству, но на перечерканой версии уже ничего видно не будет. Особенно, если учесть, что вы уже наверняка что-то вычеркнули, а что-то и дописали.
4 ступень. А вот теперь начинаем придираться к смыслу. Задаем как можно больше вопросов к каждому предложению. Тщательно записываем и читаем дальше. Когда нам попадается предложение, которое является ответом на какой-либо из вопросов, вычеркиваем его. Закончив прочтение текста, перечитываем вопросы и обдумываем, какие на них могут быть ответы. Кратко записываем ответы на вопросы, и, выбрав самые важные, дописываем их в текст. Для чего это нужно? Для логики. Почему вдруг герой пошел в одну сторону, а не в другую? Пошел наобум? Или ему вдруг послышался голос? Эти мелкие детали придадут глубины тексту, главное не увлекаться ими сверхмеры. А еще в течение этой объемной работы так же приходят новые идеи и неожиданные повороты. Проверено.
Пример работы с предложением
5 ступень. Ну во-первых, я бы советовал вам перечитать свое творение, при том обязательно ВСЛУХ. Обратится внимание на те ошибки, что вы не заметили раньше, на корявые, неуклюжие фразы. Исправьте все это. И теперь можно предъявлять свой текст своим Идельным Читателям, ну или просто читателям.