Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются.
То, что среди советов сценаристам можно найти очень интересные вещи для писательства, - это факт. Некоторое время назад столкнулся с очередной такой примочкой - low concept и high concept. Прямо так и называют - лоу-концепт и хай-концепт. По русскоязычному интернету разошлась вот эта статья, но, честно говоря, меня она привела только к интуитивному и несколько смутному представлению о том, что это вообще такое. Но в таком случае, нужно идти к первоисточнику. куда меня и понесло.
Ребята с проекта Raindance, посвященного помощи независимым кинематографистам:
Хай-концепт - это история с уникальным и выразительным замыслом, который можно описать (читай: которым можно зацепить) 3мя предложениями или меньше.
Лоу-концепт - это история, которая сосредотачивается на мире и персонажах, окружающих сюжет, а не на самом сюжете.
подробно про хай-концепт
Про лоу-концепт что-нибудь столь же подробное мне пока не удалось найти, надо будет порыскать у Лайона в книгах. Но, думаю, направление мысли понятно. И вот вам пример от меня лично: два фильма господина Тарантино - "Джанго Освобожденный" и "Криминальное чтиво", первый - явный хай-концепт, а второй - лоу.
А вот теперь интересный вопрос - чем нам может быть это полезным? Мы с Ticky долго думали на эту тему и пришли к выводу, что это помогает изначально сосредоточиться на том, что важнее всего, понять, что лучше оттенит идею начатого рассказа, иногда - разобраться, почему повествование не клеится. Иногда так случается, что рассказ подвисает между двумя концепциями - и ничего путного не получается. Как правильно отмечено в упомянутой в самом начале статьи: хай-концепт можно испортить только слитым сюжетом, а для лоу-концепт крайне важно исполнение и раскрытие персонажей и/или мира. Конечно, можно комбинировать, но все равно крен в одну из сторон будет явным.
Ребята с проекта Raindance, посвященного помощи независимым кинематографистам:
Хай-концепт - это история с уникальным и выразительным замыслом, который можно описать (читай: которым можно зацепить) 3мя предложениями или меньше.
Лоу-концепт - это история, которая сосредотачивается на мире и персонажах, окружающих сюжет, а не на самом сюжете.
подробно про хай-концепт
Про лоу-концепт что-нибудь столь же подробное мне пока не удалось найти, надо будет порыскать у Лайона в книгах. Но, думаю, направление мысли понятно. И вот вам пример от меня лично: два фильма господина Тарантино - "Джанго Освобожденный" и "Криминальное чтиво", первый - явный хай-концепт, а второй - лоу.
А вот теперь интересный вопрос - чем нам может быть это полезным? Мы с Ticky долго думали на эту тему и пришли к выводу, что это помогает изначально сосредоточиться на том, что важнее всего, понять, что лучше оттенит идею начатого рассказа, иногда - разобраться, почему повествование не клеится. Иногда так случается, что рассказ подвисает между двумя концепциями - и ничего путного не получается. Как правильно отмечено в упомянутой в самом начале статьи: хай-концепт можно испортить только слитым сюжетом, а для лоу-концепт крайне важно исполнение и раскрытие персонажей и/или мира. Конечно, можно комбинировать, но все равно крен в одну из сторон будет явным.
Нет ничего нового под Луной. Иными словами: старое вино в новых мехах. Низкий концепт - это серьёзная литература, а высокий концепт - приключенческий жанр в чистом виде ака развлекалово. У меня недавно была интереснейшая дискуссия на эту тему, которая была запараллелена с дискуссией об идеи рассказа/ и зачем разные люди пишут (пожалуй пришло время перенести всё это дайри). Но ладно, не будем углубляться в лирические отступления (с).
Мне категорически не нравятся эти шкурки-названия, т.е. низкий и высокий концепт. Они несут контекст - чего-то крутого и чего-то нудного. А это не так. Правильными были следующие названия, отражающие сущность, внешний концепт (опора на сюжет) и внутренний концепт ( опора на героя/мир). Но почему обозвали low concept и high concept понятно, это же сценаристы, которые пишут сценарии к коммерческому (развлекательному!) кино. Всё что рассчитано на широчайшую аудиторию и принесёт потенциально много бабок конечно же high, а остальное, рискованное - low.
Сценарист и писатель Джефф Лайонс выделяет семь черт хай-концепт идеи:
1) Высокий уровень развлекательной ценности
2) Высокая степень оригинальности
3) Высокий уровень уникальности (отличается от оригинальности)
4) Высокая визуальность
5) Обладает четким эмоциональным фокусом (основной эмоцией)
6) Направлена на широкую, общую аудиторию или на большую нишу рынка
7) Побуждает вопрос "что если?"
+1000
Но вот к расшифровке отдельных пунктов мне есть что добавить
читать дальше
Про внутренний концепт идеи
1. Никакой, низкий или средний уровень стандартной развлекательной ценности.
2. Любая степень оригинальности (на усмотрение автора).
3. Любой уровень уникальности (на усмотрение автора).
4. Любая визуальность (на усмотрение автора).
5. Любой четкости эмоциональный фокус (на усмотрение автора).
6. Направлена либо на узкую ЦА, либо никуда не направлена ( автор вообще не думал о читателях, когда писал).
7. Рождается из
тьмы вещейтысячи тысяч вопросов, в том числе и из "что если?".Конечно, можно комбинировать, но все равно крен в одну из сторон будет явным.
Мне кажется, что в "Последней битве" и "Иване Ивановиче и Смерти" у меня получилось соблюсти равновесие, хотя специально я к этому не стремилась.
вот тут немного не соглашусь, "низкий" и "высокий" обозначает не "серьезную" и "несерьезную", а просто разные уровни фокуса. И то, и другое, может быть как серьезным, так и не серьезным.
Мне кажется, что в "Последней битве" и "Иване Ивановиче и Смерти" у меня получилось соблюсти равновесие, хотя специально я к этому не стремилась.
Ну тут ничего не могу сказать, но да, согласен, надо комбинировать.
Про "хай-концепт" ишо snowflake1000.diary.ru/p207699771.htm
увы, не вижу(
да, мне тоже так кажется
вот тут немного не соглашусь, "низкий" и "высокий" обозначает не "серьезную" и "несерьезную", а просто разные уровни фокуса. И то, и другое, может быть как серьезным, так и не серьезным.
Может оно может, но серьёзное обычно не развлекает, вернее не развлекает ширнармассы. Я имею ввиду чистый вариант, а не смесь двух концептов.
Ну тут скорее да, как минимум потому, что с хай-концептом в чем-то проще. Но это не мешает усиленно сливать.
спасибо, гляну завтра, ок? Чтобы вдумчиво.
Cлив - это тема отдельного разговора.
спасибо, гляну завтра, ок? Чтобы вдумчиво.
Дык, я это, сроки не ставлю.
)))) ну просто есть категория людей, которая начинает переживать, если очень долго молчишь. Поэтому просто предупреждаю)) на всякий случай