В XII веке, по настоянию германского короля Фридриха Барбароссы папа Луций III разработал и ввел систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывавших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры папой был разработан опросный лист.
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с катарской ересью, особенно распространившейся на юге Франции.
много букафф, надеюсь, что не слишком занудноВ отличие от распущенных католических патеров, ведущих разудалую жизнь, катары были аскетами. Они всегда передвигались парами, пешком, всегда были одеты в чёрное. Они жили на подаяние верующих, а когда не занимались миссионерством, то проводили время в мужских и женских домах, очень напоминавших монастыри. Они избегали плотских утех и особенно осуждали супружеские отношения. Они верили в перевоплощение, а потому не ели мяса и избегали не только убийства любого живого существа, но и любого вида насилия. Существовала перспектива замены вероучением катаров католицизма как господствующей религии на юге Франции, а отсюда оно могло легко распространиться и повсеместно.
Папа Иннокентий III не мог хладнокровно смотреть на это «погибшее стадо» и призвал к борьбе с еретиками. Он писал французскому королю, что христиане, должники евреев, отправляясь на войну против альбигойцев, могут не платить своим кредиторам процентов не только текущих, но и прежних, а уплата капитала, по повелению папы, может быть отсрочена. Он писал, что все отправившиеся на борьбу с катарами получат полное отпущение грехов. Заметив, что еретики-катары не поддаются никаким увещеваниям и пренебрегают папскими буллами, недовольный к тому же способом борьбы, применяемым против них епископами, Иннокентий III принял решение послать в заражённые местности особых эмиссаров, уполномоченных искоренить то зло, против которого епископы (до этого времени лишь они имели право на искоренение ереси) оказались бессильными. Начались альбигойские войны.
Приемник папы Иннокентия III, папа Григорий IX в 1229 году учредил в Южной Франции церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Разрешение производить пытки с целью раскрытия ереси было даровано инквизиторам в 1252 году папой Иннокентием IV (где пытка скрывалась под словами «умаление членов»), однако он запретил заниматься «грязным» делом самим инквизиторам и повелел им привлекать к этому гражданских лиц, то есть светскую власть. Церковные каноны запрещали лицам духовного звания даже присутствовать при пытке. В 1256 году папа Александр IV дал инквизиторам и их помощникам право отпускать друг другу грехи за «неправильности»: отныне непосредственно сам инквизитор и его помощники могли подвергать подозреваемого пытке.
Первая булла именно против ведьм была опубликована в 1326 году папой Иоанном XXII. Церковь всегда осуждала и преследовала колдунов, но до определённого времени, а именно вплоть до XIV века, никогда не устраивала массовых процессов над ведьмами. Дела о ведовстве подлежали как светским судам, так и церковным. Это были дела «смешанной юрисдикции» (delictum mixti fori ). Известно, что в первые 200 лет существования инквизиции римские папы неоднократно пресекали попытки подчинить эти дела церковной юрисдикции, подчёркивая их второстепенный характер и предупреждая, что они только излишне загрузят инквизицию и воспрепятствуют выполнению непосредственных её функций по преследованию ереси.
В 1478 году король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию - самую прославленную своими пытками.
По сути дела, «официальное» преследование ведьм началось после издания в 1484 году папой Иннокентием VIII (1432 – 1492, годы папства: 1484 – 1492) буллы «Всеми силами души» («Summis desiderantes affectibus»), в которой борьба с колдовством провозглашалась одной из важнейших задач Церкви. До этого священники всех рангов были обязаны подчиняться так называемому Епископскому канону (Canon Episcopi ), который ещё в 906 году провозгласил колдовство плодом фантазии. Однако с принятием буллы Иннокентием всё изменилось. К колдовству приравнивалось траволечение, гадание, психические расстройства - и так далее. Ученые до сих пор не сошлись во мнении о том, что стало причиной перемены отношения - желание усилить влияние церкви, подавить возрождение языческих культов или развитие феминизма. В любом случае после начала активного преследования ведьм у Церкви появилась возможность окончательно пресечь поклонение древним богам. Участие в древних языческих ритуалах было названо колдовством или ведовством. А вера в колдовство или ведовство была официально объявлена ересью – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В 1489 году в Кёльне был издан «Молот ведьм» – книга, приобретшая огромную известность и ставшая вскоре авторитетом для духовных и светских судов. Она принадлежит авторству упомянутых в булле Иннокентия VIII инквизиторов Шпренгера и Инститориса в сотрудничестве с другим инквизитором Кремером. Книга построена в форме вопросов и ответов и состоит из трёх частей. В первой части излагается учение о дьяволе, о его власти над человечеством, о связи ведьм с дьяволом, о шабаше и о разных преступлениях ведьм. Вторая часть содержит указания, как бороться с дьяволом в лице ведьм, как их обнаруживать и преследовать, и рассказывает про разные хитрости и козни дьявола и всякого рода ужасы дьявольских наваждений. Третья часть представляет собой руководство для судей с подробными указаниями, как вести допросы, какие существуют признаки виновности, как добиться признания и т.д. Авторы «Молота ведьм» утверждали, что одного подозрения в колдовстве уже достаточно для осуждения. Пытки для получения признания считались совершенно допустимыми и даже желательными. Пытать предписывалось до тех пор, пока ведьма не сознается, и если, несмотря на все пытки, она всё-таки будет продолжать отрицать свою вину, следовало бросить её в самую грязную тюрьму и держать там до тех пор, пока она добровольно или под влиянием новых пыток не сознается.
Самые известные процессы над ведьмами
Первой известной ведьмой, которая была привлечена за колдовство в Ирландии, и первой в средневековой Европе осуждённой за колдовство и ересь стала леди Элис (Алиса) Кителер (? – 1324). И она также первой из осуждённых смогла оправдаться и отмести предъявленные ей обвинения.
Её история – эта история Синей Бороды в юбке. Три мужа леди Элис умерли, и она наследовала их имущество, став одной из самых богатых женщин в округе. Когда же занедужил её четвёртый муж, Джон ле Поэр, то он сам и его дети от предыдущих браков стали подозревать леди Элис в наведении порчи. Вскоре ле Поэр нашёл в вещах жены мешок с разными снадобьями и порошками, которые применялись в чёрной магии. В результате Алису Кителер обвинили в том, что своим колдовством она умертвила трёх предыдущих мужей и «похитила здоровье» у четвёртого. Согласно обвинению, ведьма с помощью колдовских мазей, приготовленных из внутренностей принесённых в жертву сатане петухов и мозга некрещёных мальчиков, заколдовала до смерти и смертельных болезней всех своих мужей. Ей также вменялось в вину осквернение церквей, а также то, что она по ночам встречалась с дьяволом с тем, чтобы тот ей «давал советы, как творить Зло».
Епископ Оссорский, Ричард Ледред, не замедлил поддержать обвинение, потому что лично был заинтересован в конфискации имущества богатой женщины. Он попытался арестовать леди и её сына, но благодаря связям семьи Кителер дело вскоре прекратили. Однако епископ не унялся, отлучил леди Элис от Церкви и приказал ей приехать к нему. Она сбежала в Дублин, а де Ледред обвинил её сына в ереси. Уильям, признавший обвинение по всем пунктам, был осуждён как еретик и провёл 9 недель в заключении, затем же был отправлен в паломничество в Англию, к могиле святого Томаса Кентерберийского. Кроме этого, он должен был заплатить определённую сумму на ремонт крыши собора.
Тем временем, влиятельная дама заставила власти арестовать епископа, но через 17 дней его выпустили. Далее последовала «дуэль» аристократки и епископа: благодаря могущественным связям они поочерёдно заключают друг друга в тюрьму.
В результате длительного противостояния леди Элис сбежала в Англию, где приговор ирландского суда не имел силы и жила в покое, а епископ де Ледред был осуждён за ересь и изгнан из епархии. Он находился в опале долгие годы. Вплоть до XVII века «ведьминских» процессов в Ирландии больше не было.
Во Франции одной из первых крупных «охот на ведьм» стало преследование колдуний в Северной Франции в Аррасе в 1459 – 1460 годах.
Поскольку это было одно из первых дел в Северной Франции, то процедура ведения процесса ещё не была отработана: инквизиторы не знали, какие конкретно предъявлять обвинения в колдовстве и как именно это самое колдовство определять. После недавнего преследования вальденсов инквизиторы не нашли ничего умнее, как спутать ведьм с представителями этого еретического учения.
Началось всё с ареста одного отшельника из местечка Лангре, которого обвинили в том, что он является вальденсом. После жестоких пыток несчастный признался не только в принадлежности к еретикам, но и в колдовстве, а также в участии в шабашах. В качестве своих соучастников он назвал имена двух людей. Это стало началом цепной реакции. После получения признания несчастного убили, а указанных им людей стали мучить.
Инквизиторы обещали сохранить людям жизнь, когда при помощи пыток старались вырвать у них признания: жгли им пятки калёным железом и заставляли пить уксус. По некоторым документам, доминиканцы, принимавшие участие в процессе, верили, что одна треть населения Европы является скрытыми, или тайными, ведьмами и колдунами, в том числе и некоторые католические епископы и кардиналы. Под пыткой почти все признавались в том, чего от них требовали мучители, а затем, вопреки данным монахами обещаниям, отправлялись на костёр.
Среди казнённых было много богатых и знатных людей, имущество которых конфисковывалось в пользу Церкви. В результате многие богатые торговцы и аристократические семьи спешно уехали из некогда процветающего Арраса и город превратился в почти безлюдное место.
Филипп Добрый, герцог Бургундский, был разгневан, узнав о творящихся безобразиях, и в 1460 году вмешался в деятельность инквизиции. Аресты прекратились. В 1461 году парламент потребовал освободить некоторых заключённых, а остальных освободил епископ Аррасский. В 1491 году парламент осудил деятельность инквизиции в этом городе.
В Германии невероятного размаха достигли преследования ведьм в XVI и XVII веках. Некоторые историки называют тот период «холокостом».
Небольшой город Бамберг считается местом, в котором прошло наибольшее количество процессов над ведьмами. Случилось это в 1620-х годах, когда в Бамберге правил Готфрид Иоганн Георг II Фухс фон Дорнхайм, которого прозвали «ведьминым епископом». Он создал эффективную систему уничтожения ведьм, особую структуру из судей, палачей и специально обученных людей, проводивших пытки. Была даже построена тюрьма для ведьм – «Дом ведьм».
Пытки были особо изощрёнными: людям не только загоняли иголки под ногти, дробили суставы и подвешивали на крюке, но и погружали их в ванны с ледяной водой и насыпанной туда известью, жгли перьями, намазанными серой. Пытки не прекращали до тех пор, пока измученная жертва не сознавалась во всём, что только хотели инквизиторы. По дороге на костёр жертв жгли раскалёнными щипцами, рвали куски мяса из тела и отрубали руки.
Некоторые горожане бежали из Бамберга и обратились с жалобами к императору Фердинанду. Тот попытался вмешаться, но фон Дорнхайм не обратил на приказ императора никакого внимания. В результате общественного давления Фердинанд издал в 1630 и 1631 годах специальные указы против преследования ведьм.
Сын Фердинанда, Фердинанд II, в законодательном порядке регламентировал ведение процессов и проведение расследований. Он постановил, что обвинения должны предъявляться открыто и публично, у обвиняемых должны быть адвокаты, а их имущество нельзя конфисковывать.
Одна из последних вспышек истерии процессов над ведьмами произошла в конце XVII века в США, в городе Салем штата Массачусетс.
В ходе процесса XVII века обвинения в колдовстве были предъявлены 141 человеку, из которых 19 были повешены, а одного задавили до смерти. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению об истинных причинах салемских процессов. Одни связывают их с политическими и экономическими проблемами Салемской деревни. Другие – с подавляемой сексуальной, возрастной или расовой враждой. Третьи толкуют об эрготизме – отравлении хлебной мукой, в которой завёлся особый грибок, являющийся очень сильным галлюциногеном, способным вызывать самые разнообразные видения.
Всё началось с детских обвинений. Совершенно неожиданно девочки, дочь и племянница священника-пуританина, и их подружки (в возрасте от двенадцати до двадцати лет) стали страдать странными припадками, забиваться в тёмные углы и издавать нечленораздельные звуки, при этом ужасно кривляясь и корчась. Теперь уже невозможно узнать, притворялись ли девочки, чтобы скрыть свои занятия магией со служанкой священника Титубой из одного индейского племени, или действительно на них нашло затмение. Местный врач после осмотра поставил диагноз: околдованы.
Надо сказать, что салемское дело с самого начала было непростым, потому что в течение многих лет жители Салемской деревни не ладили с администрацией соседнего городка Салем на религиозной почве.
Пуритане поселились в Салеме в 1626 году. До этого земли считались принадлежащими местным индейским племенам. В 1672 году поселенцы добились разрешения построить в своей деревне молельный дом и пригласить священника.
Пуритане, которые в достаточной степени «враждовали» с официальной Церковью, выдвигали особые требования к своим священникам. Прежде всего они были «выборные». Но местные жители никак не могли договориться, кого именно выбрать и кто вообще имеет право приглашать их в Салемскую деревню. В 1689 году в деревню прибыл Сэмюэль Пэррис, и местное общество раскололось на приверженцев нового священника и сторонников тесных связей с городом.
Когда в деревне появились одержимые, пуритане были уверены, что существует единственный способ их вылечить – убить колдунью. После многочасовых увещаний девочки, которые, по мнению многих историков, просто притворялись, начали давать показания и назвали имя колдунов, которые наслали на них порчу.
В результате было арестовано три ведьмы, среди которых, конечно, была и Титуба. Последняя признала себя виновной и обвинила в колдовстве ещё двух женщин. А затем рассказала, что в штате Массачусетс есть настоящая община ведьм, членами которой являются шестеро женщин. Так началась «охота на ведьм».
Поскольку массачусетские власти не имели права вести самостоятельное расследование, то первые полгода несчастные просто томились в тюрьме. Тем временем девочки стали называть имена новых «служительниц дьявола». Допросы у судей Дж. Хаторна и Дж. Корвина шли по одному сценарию: необоснованные обвинения, подкреплённые уликами и доказательствами; припадки девочек в присутствии обвиняемых; рассказы о нападении призраков, которые насылаются ведьмами. Под следствие попали и женщины, и мужчины – в том числе и преподобный Баррафас, который служил в Салеме до Пэрриса и не сошёлся характером с некоторыми прихожанами.
В мае 1692 года новый губернатор штата принял закон, по которому уже можно было проводить официальную судебную процедуру. Губернатор решил создать для этой цели Гласный окончательный суд, первое заседание которого состоялось 2 июня. Далеко не все члены суда были согласны с предъявленными подсудимым обвинениями, но после того, как судья Солтонстолл вышел из состава суда, его самого обвинили в колдовстве.
После осуждения ведьм и колдунов выводили на салемский Холм виселиц, а после повешения бросали их тела в яму, поскольку ведьмы не заслуживали христианского погребения.
Поскольку истерия не утихала, а осуждённых становилось всё больше и больше, заседания суда стали проводить не только в Салеме, но и в других городах Массачусетса. Но далеко не везде им сопутствовала удача. Так, в Эндовере некий горожанин, обвинённый девочками в колдовстве, не растерялся и подал на них в суд за клевету, требуя тысячу фунтов за возмещение морального ущерба. После этого обвинения с него были сняты, а обвинители отправились в другой город.
Однако судьи не переставали зверствовать, несмотря на то, что в качестве улик они имели лишь показания девочек, которым были видения. Против видений как улик восставали многие священники, но до поры до времени их никто не слушал.
Случались и совершенно ужасные казни, ужасные даже для инквизиции. Так, Джайлса Кори задавили до смерти 19 сентября 1693 года за то, что он отказался признать правомочность суда, рассчитывая, что в этом случае его нельзя будет судить и приговорить, а также конфисковать имущество. Но он ошибался. Его приговорили к «мучительной и строгой казни», привезли на салемские поля и распластали на земле. Сверху на него положили большую деревянную доску, на которую стали один за другим класть тяжёлые камни. Под ужасающей тяжестью у Джайлса вывалился язык, но шериф Джордж Коровин тростью запихал его обратно. Однако Кори не сдавался и на все обвинения отвечал требованием увеличить груз. В результате его просто раздавили.
Это была одна из последних казней.
Материалы взяты из Википедии и книги Наталии Будур "Повседневная жизнь инквизиции в средние века"
Ведьмы и инквизиция
В XII веке, по настоянию германского короля Фридриха Барбароссы папа Луций III разработал и ввел систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывавших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры папой был разработан опросный лист.
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с катарской ересью, особенно распространившейся на юге Франции.
много букафф, надеюсь, что не слишком занудно
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с катарской ересью, особенно распространившейся на юге Франции.
много букафф, надеюсь, что не слишком занудно