Меня сегодня прет от сознания собственной гениальности.
Итак, поговорим о героях произведений и мире вокруг них. Зачастую очень сложно придумать и раскрыть (особенно раскрыть) объемного жизнеспособного персонажа да еще и в правдоподобном мире. Но мир какой-никакой, а описывается, и куда больше сложности возникает при описании героя. Известно, что характеризовать персонажа лучше не авторскими словами, а другими средствами. Весь вопрос в том, какими. Чаще всего сталкиваешься с тем, что (особенно это заметно на повествовании от первого лица) большая часть произведения - описание того, что видит герой. Это хорошо, это важно, но... это не дает представления о самом герое, лишь весьма поверхностное о мире. Просто описание - безжизненно. Где объемность в точке?
читать дальшеНужно пойти дальше. Персонаж не не только видит, но и слышит. И слышит он не только разговоры других персонажей. Ничто так не превращает рассказ в вакуум, как отсутствие окружающей обстановки. Конечно, большей частью она визуальна (правда, и об этом умудряются забыть, и получается, что герой идет один, хотя вокруг целая толпа), но ведь есть еще и звуки. Просто мы не прислушиваемся сами, поэтому не прислушиваются персонажи. Об этом тоже нельзя забывать - описание гудение компьтера даже на уровне фразы "раздавалссь гудение копмпьютера" лучше скажет о том, что творится вокруг, чем описание внешнего вида прибора. Правда, из прямой объема тоже не выйдет.
Герой, хотя и выдуманный, но все-таки человек, а у окружающих предметов есть не только внешний вид и звуковое сопровождение... хотя да, какое звуковое сопровождение у тумбочки? У нее есть фактура, а у героя, пальцы, ладони, руки, ноги и все остальные части тела, которые ощущают окружающий мир. И физическое состояние у него тоже есть. Это только супер крутые Сьюхи никогда не знают усталости и неприятного ощущения мелких камешков под босыми ногами.
Вот уже на что-то похоже. По-крайней мере, появилась плоскость. Плоскость как персонажа, так и окружающего мира. Но им можно придать форму по инстереснее. Ведь у нас еще есть запахи. Они тоже играют свою роль, правда, про них вспоминают еще реже, чем о тактильных ощущениях. А зря. Ведь бывает, что грой оказывается в кромешной тьме, и там можно положиться и на обоняние.
Конечно, тут впору возмутиться. А где же действие? На одном описании того, что воспринимает герой не уедешь! Нужно действие. Оно же составляет сюжет. Конечно, не уедешь, но действие, полагающееся на то, что герой видит, слышит, ощущает, уже гораздо достовернее, чем просто действие. Просто действие "Пошел, побежал, взял", не менее безжизненно, чем просто описание картинки. Именно действие героя, основанное на том, что он воспринимает и является одним из способов раскрытия его характера. Можно просто сказать "он был трус", а можно описать небольшую ситуацию, когда то, что герой видит/слышит/унюхивает/ощущает обращает его в бегство. И это будет куда выразительнее простого авторского утверждения. Ощущения героя являются основой его действия, а видов действия много - воздействие, взаимодействие, послушание воздействию.... Заметьте, кстати, что можно меньше внимания уделить одной из базовых точек, но объем от этого никуда не денется.
Правда, героя мы тоже так просто не раскроем. Герой не просто видит и действует, он еще и пропускает через себя полученную информацию и, конечно же, имеет свое отношение к ней. То есть появляются чувства героя. Через них проходит все, что он воспринимает и делает.
Чтобы герой не напоминал истеричку, у него должна быть собственная логика. Как всякий человек, он существо еще и думающее, даже над чувствами можно думать и анализировать. И изложение мыслей героя о собственном поступке скажет за него куда ярче, чем скупое "Он сожалел".
А еще у героя есть память. Конечно, у него может наступить полная аменезия, но каджый персонаж с таким диагнозом это перебор. Конечно, совсем не обязательно вдаваться в море флэшбеков, которые совершенно не важды для развития сюжета, но какие-то мысли, обрывки воспоминаний могут проскальзывать. Даже за собой последите - заметите. К тому, же к памяти можно отнести даже те события, которые были в начале книги. Не все же герою постоянно на одни грабли наступать?
Вот и получается уже вполне объемная фигура. Конечно, можно изменить ее форму - что-то убрать, что-то добавить, но, думаю, что персонаж, прописанный хотя бы по четырем точкам, одна из которых находится в другой плоскости, уже может претендовать на живучесть.